Вступительная статья по рисованию
17.06.2012, 11:46

Вступительная статья по рисованию

В этой статье я хочу рассказать, как и с чего начал учиться рисовать. Через какие этапы и проблемы прошел, с чем столкнулся. Попытаюсь дать советы и поделиться своими наработками в этой области. Они не являются каким-то эталоном или догмой, это просто то, к чему я пока что пришел. Сразу хочу сказать, что эта статья (впрочем, как и все остальные в этом разделе) адресована тем, кто еще только начинает рисовать и хочет научиться этому самостоятельно, но не знает с чего начать. Три с лишним года назад я сам вступил на этот путь, не имея возможности учиться в какой-нибудь художественной школе. Тогда мне очень нужно было знать направление, в котором двигаться, и волновал вопрос - а возможно ли вообще научиться рисовать, не имея врожденного таланта (коим я, на мой взгляд, не обладаю). К сожалению, единственный источник информации - Интернет (книжек в таком количестве, как сейчас, я тогда у нас найти не мог) не давал ответов на вопросы, и мне пришлось пробираться через эти дебри самостоятельно. Сейчас, кое что зная и понимая, мне хочется помочь и поддержать тех, кто только еще начинает учиться рисовать. Прошу профессионалов сильно не критиковать возможные недочеты, а по возможности подсказать и исправить, что здесь не так. Ну что же, начнем.

Самое главное, что стоит понять так это то, что если вы можете проводить линии по бумаге, значит, вы можете рисовать. Это факт. И отсутствие таланта вам в этом не помешает. Да, его наличие очень сильно вам поможет, но и без него вы сможете добраться до вершин, которые сейчас кажутся недоступными. Главное - это наличие упорства и терпения. Может быть, это звучит немного странно, но основной противник, с которым вам предстоит бороться, это не отсутствие таланта, а ваше собственное сознание и окружение.

Знаете, что по настоящему мешает рисовать? То, что вы не верите в свои способности и возможности. То, что не даете своему увлечению прорваться наружу и рисовать, рисовать, рисовать, не обращая внимания на окружающих и их мнение. Очень часто, человек, подсознательно, сам мешает себе рисовать хорошо. Из-за чего? А вот рассмотрим такой пример: дети в садике рисуют, каждый так, как видит. И у кого-то получается либо чуть лучше, либо чуть ни так, как у остальных и вот над ним начинают смеяться и издеваться. И в конце концов, ребенок начинает считать что он рисовать не умеет, что проще рисовать плохо, чем страдать из-за чужой зависти и т.д. Тоже самое может происходить из-за неверного подхода воспитателей и родителей. Так что первое, что вы должны научиться делать, если хотите рисовать - это перестать постоянно оценивать свои работы и бояться нарисовать что-нибудь что не понравится окружающим. Конечно, искать ошибки и огрехи в своих произведениях надо, но делать это объективно. В конце концов, до поры до времени свои работы вы можете просто никому не показывать : ).

Второе, чему вы должны научиться - это избавиться от стереотипов и начать думать свободно, своим рисунком пытаться выразить некоторую мысль, оживить рисунок, вдохнуть в него частичку какого-нибудь чувства. Потому что, как бы не был технично он нарисован, если рисунок "пустой", то никто не обратит на него внимания. Вы должны пытаться сказать что-то, выразить свою мысль. Это касается любого стиля рисования - классического, мультяшного, комиксного, анимешного и т.д. Рисунок должен жить и говорить сам по себе.

Перестаньте постоянно сравнивать себя с профессиональными художниками. Перестаньте считать, что если у вас не получается нарисовать Алукарда так, как он нарисован в манге или аниме, то вы ничего не умеете. Поймите самое главное - большинство этих людей: а). Скорей всего в детстве рисовали все, что не попадя, не обращая внимания ни на что остальное б). Окончили художественное учебное заведение (а большинство и не одно). в). Зарабатывают на этом деньги и рисуют каждый день не меньше 5-6 часов.

Честное слово, если бы вы прошли такой путь, то рисовали бы ничуть не хуже. И не надо здесь все сваливать на отсутствие таланта. Сравнивать себя с ними, примерно то же самое, что пытаться "раскачаться" как Арнольд Шварценейгер, имея под рукой только набор гантель. Идите своим путем, рисуйте, как вам самим нравится и вы достигнете очень больших высот (никогда не устану это повторять).

Ну вот, больше я писать про ломку сознания не буду, а уделю внимание уже практической части. На последок, хочу посоветовать: обязательно найти и прочитать книгу, посвященную вопросу изменения сознания: Бэтти Эдвардс "Художник внутри вас" (Betty Edwards "Drawing On The Artist Within").

Для того, чтобы достичь успехов в рисовании, вам надо постоянно практиковаться. Вы должны помнить, что каждый раз, беря в руки карандаш или ручку и рисуя хоть что-то, ваши навыки обязательно увеличиваются. И количественные изменения рано или поздно переходят в качественные. Самое главное, делать это почаще.

Первое, чему стоит уделять внимание - это постановка руки. Практикуйтесь хотя бы раз в день по 5-10 минут. Для себя я выбрал такие упражнения:

  • Рисование окружностей и эллипсов (как по часовой стрелке, так и против). При этом надо стараться сделать так, чтобы не было "швов", т.е. место соединения начала линии и конца выглядело монолитным. Эллипсы стоит рисовать под разными углами и в разных направлениях.
  • Рисование горизонтальных и вертикальных линий (от себя и к себе). Старайтесь думать только о начале и конце линии, и следить, чтобы линия сильно не прогибалась. Делайте и быстрые и медленные линии, "легкие" и "тяжелые". Экспериментируйте.
  • Рисование параллельных линий (не важно, прямых или кривых). Наверное, одно из самых трудных, но и полезных упражнений. Оно состоит в том, что вы рисуете какую-нибудь линию (прямая, кривая, окружность, эллипс, квадрат и т.д.), а потом пытаетесь рядом с ней (внутри или снаружи) провести точно такую же параллельную ей линию.
  • Медленное и быстрое рисование. Модификация, когда предыдущие упражнения выполняются в разных темпах.
  • Рисование отзеркаленных линий. Подобно третьему упражнению, но вторая линия проводится, как зеркальное отражение первой.

Упражнение по "убийству" мозга. Очень часто, трудно начать рисовать - в голове постоянно жужжит мысль, что ничего не получится, что ничего не выйдет и т.д. В этом случае хорошо помогает такое упражнение: рисование в слепую. Берется листок бумаги. Вы выбираете объект для изображения и начинаете рисовать, не отводя от него взгляда, а карандаша от бумаги. При этом линию надо вести как можно медленней. При регулярном выполнении такого упражнения, ваш мозг, в конечном счете, устанет "критиковать" (типа, что это за ерундой ты тут занимаешься) и не будет постоянно оценивать и мешать рисовать.

Чтобы научиться рисовать, вы должны делать это достаточно постоянно. Но возникает вопрос: а что и как? Я выбрал для себя такую схему: с фотографии, с натуры, по памяти, конструирование. Эти приемы чередуются, чтобы не "замыливать" взгляд и восприятие. Обычно на каждый прием затрачивается неделя - две, после чего я перехожу к практике следующего и т.д.

  • Рисунок по фотографии. Стоит использовать только в том случае, если нет совсем никакой возможности рисовать с натуры. Сразу хочу предупредить об опасности рисовать с фотографии - вы можете начать просто срисовывать и потеряете способность "оживлять" ваш рисунок. Т.е. будете копировать, без всякого творчества. По возможности, не увлекайтесь простым рисованием с фотографии. Лучше делать следующим образом: выбирается изображение (в журнале или просмотрщике) и за две минуты делается набросок с целью ухватить самое основное. Потом берется следующий рисунок, и все повторяется раз 10. Время на рисунок можно варьировать от 1 до 3 минут.
  • Рисунок с натуры. Основная проблема здесь в том, что человека на эту роль найти проблематично (либо деньги платить, либо домашних от дел отрывать), а бытовые вещи начинающим рисовать совсем не интересно. Но здесь я все-таки советую напрячься и обязательно выполнять это упражнение, потому что из всех оно наиболее эффективное. Лучше всего будет, если рисунок с натуры полностью вытеснит рисование с фотографии.
  • Рисование по памяти. Является вариацией первых двух упражнений. Выбираете объект, который будете рисовать. Затем рассматриваете в течение минуты-двух пытаясь запомнить максимум деталей, потом рисуете несмотря на него. Можно подглядывать, но как можно реже. Так вы научитесь запоминать и видеть важные, определяющие детали.
  • Конструирование. Здесь вы ни срисовываете, ни рисуете по памяти. Здесь вы придумываете то, что рисуете самостоятельно. Самое интересно и сложное упражнение. Думаю, комментарии здесь излишни.

Умения, которые, на мой взгляд, стоит в себе вырабатывать.

  • Четкие, профессиональные линии и полный контроль над карандашом.
  • Умение контролировать "легкость" и "тяжесть" штриха.
  • Умение ровно и красиво делать штриховку.
  • Умение разбивать объект рисования на составляющие.
  • Умение работать с пространством и делать перспективные искажения.
  • Умение видеть тени, блики и рисовать их.
  • Умение выделять главные детали.
  • Умение вдохнуть жизнь в рисунок.

Думаю, на первый раз достаточно. Статья, должно быть, получилась достаточно сумбурная, и со временем я ее отредактирую, добавив или убрав некоторые моменты. Но пока, думаю, этого будет достаточно.

Категория: Рисование | Добавил: BeOnOvEc | Теги: Вступительная статья по рисованию
Просмотров: 457 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *: